Мадагаскарский толстохвостый лемур может хранить ответы на вопрос о том, как человеку покорить глубокий космос, говорят ученые.
Нейрофизиолог Владислав Вязовский говорит, что понимание механизмов гибернации человеческого организма имеет жизненно важное значение, если люди собираются путешествовать за пределы Солнечной системы, передает The Independent.
Интерес к анабиозу достиг своего пика в 1950-х годах, когда НАСА вкладывало большие суммы в биологические исследования. Если бы космонавты смогли проспать весь путь к звездам или его большую часть, это позволило бы существенно сократить запасы еды, воды и кислорода на звездолете, а также не дало бы им скучать.
Интерес НАСА был похоронен вместе с космической гонкой сверхдержав, но Вязовский и его команда из Оксфорда продолжают изучать возможность гибернации космических путешественников, исследуя поведение других млекопитающих, в частности медведей и карликовых лемуров.
«Современные технологии позволяют достичь Марса за восемь месяцев. Но если мы однажды собираемся посетить другую солнечную систему, то даже перелет со скоростью света займет годы. Способность войти в спячку позволила бы сделать такое путешествие менее утомительным для космонавтов и сэкономила бы значительные ресурсы», — говорит Вязовский.
По его словам, тот факт, что в спячку могут впадать крупные млекопитающие вроде медведей или даже приматы (лемуры), говорит о возможности человека повторить тот же трюк.
Как утверждают ученые, чье исследование является частью программы Европейского космического агентства, хотя некоторые аспекты погружения человека в анабиоз по-прежнему не ясны, в целом человеческая гибернация считается теоретически возможной. Об этом свидетельствуют широко применяемые в медицине контролируемая гипотермия и замедление обмена веществ, в том числе во время операции на сердце, когда тело охлаждается ниже нормальной температуры.
Однако для понимания того, как организовать процесс погружения в анабиоз, ученые хотят лучше понять, как и почему животные погружаются в спячку. Такое впечатление, что они «знают», как сделать гибернацию безопасной.
Ученые также должны понять, как преодолеть разрушительное воздействие холода на мозг. «Исследования животных, таких как летучие мыши, показывают, что большинство воспоминаний сохраняются даже после многих месяцев почти полной нейронной депрессии. Но некоторые воспоминания, кажется, сохраняются лучше, чем другие, например способность запоминать близких родственников», — говорит Вязовский.
Как отмечает ученый из Кентского университета Льюис Дарнелл, «в организме млекопитающих заложены гены для спящего режима, так что исследователям нужно понять, как перепрограммировать человеческое тело, чтобы получить доступ к этой возможности».
Каковы особенности животных, впадающих в спячку?
Многие зимующие животные в течение лета наедают жировые запасы, которые будут поддерживать их в течение всей зимы.
Летучие мыши после спячки помнят гораздо больше, чем другие животные, из-за неизвестного нейропротекторного механизма. После спячки животные более склонны узнавать членов семьи, чем знакомых им, но не связанных с ними родством особей.
Американский суслик во время спячки устанавливает свою внутреннюю температуру на 0 °С.
Медведи во время спячки ни мочатся, ни испражняются, частота их сердечных сокращений снижается с 55 ударов в минуту до девяти. Самка во время спячки может родить, и медвежата питаются ее молоком, пока она не просыпается.
Источник: independent.co.uk