Вечернее пение птиц легко наполняет ощущением весны и кажется, будто птица-певец в этот момент также испытывают подобные чувства. Однако нет ничего более далекого от правды, чем эти мысли. Ведь мы слушаем всего лишь десяток певческих состязаний между особями разных видов. Птицы поют, и одновременно внимательно прислушиваются друг к другу, чтобы понять, что происходит вокруг. Это прослушивание, которое требует от одних птиц короткой песни (стиль зяблика) или же длинного выступления с частыми паузами (стиль дрозда). Каждая птица, то ли черный дрозд, малиновка, большая синица распознает свое окружение, как и мы узнаем своих друзей, по голосу. Чтобы иметь покой и экономить время, стоит каждое утро просыпаться и убеждаться, что все территориальные самцы бессменно присутствуют на своих местах. Потому что появление нового самца или же отсутствие кого-то из соседей означает трату времени на переустановку территориальных границ — кому-то придется защищать то, что имеешь, другим — аннексировать новые площади. Песня самца предназначена как для самок, так и для самцов-конкурентов. Часто, прежде чем искать партнершу, самец должен устроить свою территорию, поскольку самка будет оценивать его преимущественно по размерам и качеству территории. Она осматривает его оперение, но первый контакт происходит обычно через песню. Что же именно она будет пытаться в ней расслышать? Понятно, что песня должна соответствовать виду птицы и, наверное, звучать громко и уверенно. Но вариации в пределах видовой темы придают ей больших преимуществ. Например, можно использовать несколько песенных фраз — синица большая поет шесть-семь вариаций на свою песню. Такое многообразие помогает сделать песню персональной. Для многих из нас песня одного зяблика ничем не будет отличаться от напевов другого. Но у птиц гораздо лучше развито умение различать звуки и они чувствуют различия, скрытые для нашего уха. Нам нужно замедлить звук в 8-10 раз и тогда разница будет заметнее и мы будем способны отличить пение одного самца от другого. У зябликов легко услышать разницу в так сказать диалектах между различными частями Европы и даже внутри какой-либо страны. Можно различить даже самые простые песни.
Зачем петь?
Большинство мелких птиц поют: это эффективный способ сообщить о своем присутствии на большую территорию даже в густо заросшей среде лесу или среди камышей. Чтобы усилить эффект, птицы перемещаются вокруг территории, используя несколько певчих постов. Это также удобный способ известить о себе и не попасть на глаза ястребу. Некоторые большие птицы поют из скрытых мест. Некоторые мелкие птицы сопровождают песню демонстрационным полетом, в частности, это щеврик лесной и крапивница серая. Важно петь в полете и для полевого жаворонка, ведь у него нет певчих постов. Много больших птиц не поют. Орлы или канюки занимают просторные территории, поэтому песня не слишком пригодится на отрытых территориях, где они гнездятся. Они дают о себе знать с помощью визуальной демонстрации высоко в небе, где уже издали заметны для соперников. Канюки «мяукают», хотя это не совсем «песня» — очевидно, чтобы привлечь к себе внимание, кроме того, это достаточно удобно, когда птица гнездится в лесу, где видимость ограничена. А, например, лебеди-шипуны такие большие, такие белые и так тесно привязаны к своим водным пространствам, что другие видят их из далека, поэтому песня, наверное, не для этих красавцев.
Замечательный опыт прослушивания птиц можно получить ночью вблизи больших камышовых зарослей в мае. В это время там поют все самцы камышевки — брачные и вне-брачные, чтобы привлечь как можно больше самок.
Сигналы тревоги, которые птицы подают, чтобы известить остальных об опасности, схожи для многих видов. Есть особые сигналы, которые сообщают именно о воздушных хищниках, а не наземных (и наоборот), или предостерегают соперников о том, что они приблизились слишком близко. Некоторые кулики, например, чайка или кулик-сорока, используют специальные возгласы, которыми привлекают внимание к себе и отводят хищника прочь от своих замаскированных гнезд или птенцов.
Влияние шума
Птицы в основном в состоянии справиться с таким внешним шумом, как, например, грохот железной дороги и гул самолетов, взрывы в карьерах и стрельбы по движущимся мишеням, потому что этот шум кратковременный. Исследования, проведенные в Голландии, свидетельствуют, что опасность представляет непрерывный шум, поскольку он разрушает общение птиц. Источником такого шума являются, в частности, загруженные автодороги. Около 10 тыс. автомобилей в день — это уже плохо, но 60 тыс. — гораздо хуже и может влиять на плотность птиц в глубь леса на расстоянии 2,8 км от дороги. Воздействию подверглись более половины из 46 видов, которых изучали в рамках исследования.