Тест для определения темперамента щенка, основан на серии тестов для щенков, разработанных Уильямом Кембелом. Проводит тест человек незнакомый щенку и в незнакомом месте. Эти условия позволяют более точно определить реакцию щенка на нестандартную обстановку. В месте проведения теста не должно быть много отвлекающих раздражителей, щенки должен быть отдохнувшим, не нужно проводить тестирование сразу после еды. Для получения более достоверных результатов тест можно повторить на следующий день.
Социальное притяжение
Поместите щенка в выбранном для проведения теста месте. Человек, проводящий тест, отходит от щенка на несколько шагов приседает на корточки и начинает подманивать щенка, негромко хлопая в ладоши. Манить щенка следует в сторону противоположную той, откуда пришел щенок.
Цель – определение степени социального притяжения, доверия или независимости щенка.
Баллы
1.Охотно подходит, хвост поднят, подпрыгивает, покусывает за руки.
2.Охотно подходит, хвост поднят, трогает лапой, лижет руки.
3.Охотно подходит, хвост поднят.
4.Охотно подходит, хвост опущен.
5.Подходит после некоторого колебания, хвост опущен.
6.Отказывается подходить.
Способность следовать за человеком
Нужно встать и спокойно уходить от щенка, предварительно убедившись, что щенок видит, как вы уходите.
Цель – определить уровень готовности щенка следовать за человеком. ( Нежелание или отказ идти следом за человеком указывают на независимый характер.)
Баллы
1.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет, пытается схватить за ноги.
2.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет и путается под ногами.
3.Охотно бежит, хвост поднят.
4.Охотно бежит, хвост опущен.
5.Бежит нерешительно, хвост опущен.
6.Не хочет бежать следом или отходит в другую сторону.
Реакция на принуждение
Человек, проводящий тест берет щенка на руки, садится, аккуратно переворачивает щенка на спину, кладет его себе на колени и удерживает его в таком положении в течение 15 секунд.
Цель – определение склонности щенка к доминированию или подчинению. Тест показывает, как щенок реагирует на стресс, вызванный физическим (социальным) доминированием над ним.
Баллы
1.Яростно вырывается, бьет лапами, кусается.
2.Яростно вырывается, бьет лапами.
3.Сначала терпит, потом начинает вырываться, затем успокаивается, смотрит в глаза.
4.Сначала вырывается, затем успокаивается.
5.Не вырывается.
6.Не вырывается, старается не смотреть в глаза.
Социальное превосходство
Поставьте щенка на пол, присядьте рядом и начните гладить его по голове и спине, продолжайте гладить щенка до тех пор, пока он не станет вести себя одним из ниже перечисленных способов.
Цель – определить степень принятия социального превосходства. Щенок может попытаться доминировать сам или проявить независимость и отойти в сторону.
Баллы
1.Прыгает, бьет лапами, кусается, рычит.
2.Прыгает, бьет лапами или никак не реагирует.
3.Прижимается к человеку, старается лизнуть в лицо.
4.Беспокойно ёрзает, лижет руки.
5.Перекатывается на спину, лижет руки.
6.Уходит и держится в стороне.
Полное доминирование
Наклонитесь и возьмите щенка под брюхо, сцепив пальцы в замок. Поднимите щенка над землей и удерживайте в таком положении 30 секунд.
Цель – определить, как реагирует щенок, оказавшись в положении, которое он не может контролировать.
Баллы
1.Яростно вырывается, кусается, рычит.
2.Яростно вырывается.
3.Не вырывается, расслаблен.
4.Сначала вырывается, потом успокаивается и лижет руки.
5.Не вырывается, лижет руки.
6.Не вырывается, замирает.
Подноска предмета
Присядьте рядом со щенком и привлеките его внимание с помощью игрушки. Когда щенок заинтересуется игрушкой и станет смотреть на нее, бросьте предмет на метр полтора впереди щенка.
Цель – определить степень готовности щенка работать с человеком. Способность собаки приносить предмет непосредственно связана с ее успешностью на соревнованиях по послушанию и работе в полевых условиях.
Баллы
1.Бежит за предметом, берет его в зубы и убегает.
2.Бежит за предметом, остается возле него, не возвращается к человеку.
3.Бежит за предметом и возвращается с ним к человеку.
4.Бежит за предметом, но возвращается к человеку без него.
5.Начинает бежать за предметом, но теряет интерес.
6.Не бежит за предметом.
Чувствительность щенка к звуковым раздражителям
Поместите щенка в центре площадки для тестирования. Человек, проводящий тест должен поднять шум на расстоянии метра от щенка. ( Можно хлопать в ладоши, греметь ключами и так далее.)
Цель – определить чувствительность щенка к звукам
Баллы
1.Слышит, определяет источник звука, направляется к нему, лает.
2.Слышит, определяет источник звука, лает.
3.Слышит, определяет источник звука, проявляет интерес и направляется к нему.
4.Слышит и определяет источник звука.
5.Съеживается от страха, пятиться назад, прячется.
6.Игнорирует звук, не проявляет любопытства.
Чувствительность к визуальным раздражителям
Поместите щенка в центр площадки для тестирования. Из большого полотенца сделайте валик, свяжите его шнурком. Сильно толкните валик, так чтобы оно покатился по земле в метре от щенка.
Цель – определить степень осмысленности реакции на незнакомый предмет.
Баллы
1.Смотрит, набрасывается и кусает.
2.Смотрит, лает, хвост поднят.
3.Смотрит с любопытством, пытается изучить.
4.Смотрит, лает, хвост поджат.
5.Убегает, прячется.
6.Игнорирует, не проявляет любопытства.
Общее количество баллов высчитывается путем усреднения баллов полученных за тесты, то есть баллы, полученные за каждый тест, суммируются и делятся на восемь (количество испытаний)
Интерпретация набранных баллов
A. 1 – 1.9 балла.
Собака чрезвычайно склонна к доминированию и может быть агрессивна и способна укусить, её легко спровоцировать. Доминантный характер щенка будет заставлять его сопротивляться власти человека – такая собака подходит для опытных и умелых владельцев.
B. 2 – 2.9 балла.
Собака отличается доминантным, упрямым характером. Может укусить. Тем не менее, легко признает главенство человека, если хозяин опытен и последовательно утверждает свой авторитет. Это далеко не идеальная собака для семьи и начинающего или недостаточно твердого владельца. Но если она попадет в руки опытного владельца знающего, что с ней делать, то может стать замечательной собакой.
C. 3– 3.9 балла.
Это дружелюбный и общительный щенок. При регулярной дрессировке и соответствующем уходе из него вырастет отличная собака. У нее гибкий темперамент, он легко приспосабливается к различным ситуациям.
D. 4 – 4.9 балла.
Такой щенок легко адаптируется и поддается контролю. По характеру он склонен к подчинению и безоговорочно признает авторитет хозяина, во всем следуя его воле. Щенок легко поддается дрессировке, дружелюбен с детьми и хотя ему явно недостает уверенности в себе, он может стать отличным любимцем семьи. Он конечно менее общителен, чем щенок, набравший три балла, но он будет очень любящим и нежным.
E. 5 – 5.9 балла.
Очень склонен к подчинению, не уверен в себе. Такой щенок очень близко сходится с хозяином и требует постоянного общения и поощрения, которое помогает ему преодолеть неуверенность и замкнутость. При неправильном воспитании щенок вырастет пугливым и недоверчивым.
F. 6– 6.9 балла.
Щенок, набравший шесть баллов совершенно не заитересован в людях. Он явно не станет собакой, жаждущей общения с человеком и любящей своего хозяина. Должным образом социализированный щенок редко показывает такие результаты тестирования. Однако породы, выведенные специально для определенных целей (например, маламуты или фоксхаунды), могут демонстрировать подобную степень независимости. Чтобы выполнять свои обязанности эти собаки должны быть сконцентрированы на цели и не обременять себя сильной привязанностью к хозяину.