Наш джиг начинался в Соколках. Мы наловили щуки в блюдцеобразной бухте с глубинами в 4-5 метров в середине блюдца. Толстый слой ила, ни единой коряжки и даже травинки на дне. Новая поролонка после первого заброса возвращалась с рыбой или в виде комка грязи. А учитывая, что кроме этой грязи никаких джиговых неудобств мы не испытали, то быстро привыкли и были по настоящему счастливы.
Откуда нам, наивным, было знать, что джиговая ловля — это бесконечные заросли коряжников, и коряги эти, увешанные приманками, в ожидании и нашей квоты? Но пришла зима, а потом два сезона подряд щуки там не было, и мы, подчиняясь стадному рефлексу, осели в коряжниках.
Привыкаешь, оказывается, не только к хорошему, но и к плохому. Вот лет 10 мы и занимались «закоряженными» судаками и щуками. Но неделю назад, оказавшись на новом месте, мы вдруг сначала просто обнаружили, что извращенный обескоряженный джиг жив, а потом пришли в восторг и на момент написания статьи все еще в нем пребываем.
Это вовсе не бухта, а речка. Странная какая-то. Правда, попали мы на нее по низкой воде, и камыши стояли отдельно от воды, и, возможно, при высокой воде что-то изменится. Километры речки с глубинами до 8-10 метров, многочисленными отмелями и зарослями браконьерских сетей. Речек подобного размера и уровня у нас немало, но эта какая-то особенная.
Щуки в момент нашего появления там оказалось так много, что сотня рыболовов, а их точно было не меньше, ловила ее много и везде. Конечно, были места большего скопления и места, где концентрация щук была меньше, но в целом лов был повсеместным. Зонами, свободными от приманок, были только поперечные полосы вокруг сетей. Часть щуки спасалась от спиннингистов в сетях, другая часть, наоборот, браконьерским сетям предпочла силиконовую погибель. Надо сказать, что средний размер щуки был значительно выше, чем во многих ранее посещаемых нами в этом сезоне местах.
Коротко обмолвились на берегу с рыбаками. Щука есть. В 30 метрах от берега, прямо у стоянки машин — десяток лодок, и кто-то даже вытаскивает рыбу в момент нашего старта. Но, со слов рыбаков, моторные рыболовы уходят вниз по течению, хотя не факт, что там лучше. Ушли и мы. Длинный прямой участок. Глубина 6 метров, свал у самого берега. Покидались, получили поклевку со сходом, а потом начали собирать сети. Они стоят поперек от берега до берега, со специальными тяжелыми грузами, что на плетенке от дна не оторвать. Оставили пару приманок, а потом нам объяснили, что на берегу специально самими браками отмечено, где сети, чтобы «чайники» не влетали.
Но между сетей рыбу не нашли. Поплыли вниз. Глубины хорошие, кое-где 2-3 лодки, но рыбу не видать. А потом поперли меляки, и мы вынуждены были вернуться назад. Хотели уж на яму у машин, надо же от нулей уходить...
У речки много заливчиков и каких-то отростков. В одном увидели скопление в десяток лодок. Пришли. Глубина метр и меньше. А спиннингисты с джигом! Остановились посмотреть, что за странная система. Ничего не увидели. Еле выбрались с этой мели, на краю — трехметровая ямка. Первую же поролонку съела щука на 1,4 кг. Но не более того. Снова увидели скопление 4-5 лодок. Направились к ним и попали… на 30-сантиметровую отмель. Еле выгребли. Подплыли и увидели первые шевеления. На одной из лодок — 3 поклевки. Щука некрупная, но нам не до жиру. Покидались. Тишина. Переплыли на другой край ямы, глубина около 6 метров. Мой напарник Владимир как-то уверенно стал уходить вперед, несмотря на то, что я сопротивлялся. После пятой его щуки, среди которых было и 3 и 2,5 кг, я сдался и попросил выдать мне такую же силиконовую приманку — благо, у него их был полный карман, но поначалу я гордо отказывался.
И дело пошло! Я даже напряг коллегу, ибо счет быстро стал 5:3. Но потом будто кто-то выключил рубильник. К тому времени на яме было 5-6 лодок и больше 1-2 щук на лодку не было. Мы нечаянно оказались в роли ведущих, и казалось, что все наблюдают и высматривают наши приманки. Это подтвердилось через несколько дней. На той же яме стояла 1 лодка, и ребята сообщили, что запомнили нас, и приманки у них теперь такие же, как у нас. Мелочи, но…
А тогда ситуация наглядно показала, что при моем скептическом отношении к выбору джиговых приманок в этот раз силикон работал явно лучше поролона. Щука, похоже, совсем не стояла на месте, как это бывает с ней в камышах. Не раз видел, как она надолго замирает и находится в засаде. А тут, судя по всему, на ровном дне и засады-то никакой нет. В пользу «бродячества» говорило то, что поклевки были волнами. Тишина, потом сразу в нескольких местах поклевки, и снова тишина.
В итоге мы после получасовой паузы решили сделать по 10 забросов и заканчивать ловлю. Но рыба как раз подошла, и мы поймали по щуке, а сосед свою не дотащил. Но даже при таком повороте мы от своего плана не отказываемся и, собравшись, покидаем место ловли. Для дебюта в новом месте, где начинать пришлось с нуля, десять щук стали неплохим результатом.
Стоит отметить еще и то, что из присутствующих на яме рыболовов в одно время с нами лучший результат был у отвесного блеснильщика. Он с якорем-парашютом плавал между лодками и то и дело поднимал щук.
Второй же раз, о котором я уже упоминал выше, получился менее впечатляющим, но полезным. Поймали мы на 3 щуки больше, но все они не дотягивали до 2 кг. Но не это главное. Единственная лодка, которая там была, стояла строго в «нашей» точке, и если сначала мы этому значения не придали, то потом убедились, что от точки многое зависит. Мы встали в стороне, и если первую щуку поймали раньше, то потом соседи нас серьезно обловили. Но и этим дело не завершилось. Они зацепились-таки за сеть, сломали спиннинг, и пока плавали за новым — их место, а первоначально наше, сразу заняла другая лодка. В то время на яме уже было штук семь лодок. И новые хозяева места сразу стали ловить, а вот вернувшиеся с новым спиннингом встали на свободное место и там вообще до конца ловли ничего не поймали.
Павел Елизаров