Трехлинейные санитары (Corydoras trilineatus)
Интерес к этим забавным рыбешкам мне привил дед. Он — аквариумист со стажем и большой любитель сомов, поэтому, сколько себя помню, в наших многочисленных домашних водоемах всегда находилось место для различных анцистрин, синодонтисов, брохисов и прочей усатой братии. Однако крупные представители силуриевых меня, признаться, заботили мало, а вот к мелким панцирникам я, что называется, прикипела. Ну а любимцами давно и прочно стали коридорасы Джули (C.julii Steindachner, 1906). Во-первых, потому что их имя созвучно моему, а во-вторых — это очень нарядные и подвижные сомики, наблюдение за которыми доставляет бездну удовольствия. Правда, впоследствии выяснилось, что в действительности зовут моих фаворитов иначе: не Джули они, а трехлинейные, или леопардовые (C.trilineatus Cope, 1872), но сути дела это обстоятельство уже не изменило. Тем более что трилинеатусы стали первыми питомцами, вознаградившими меня за заботу своим потомством.
Вообще-то, я по привычке продолжаю величать любимцев «юликами», но дабы не вводить читателя в зaблуждение, в рамках статьи откажусь от этой неточности. Кстати, упомянутая именная путаница довольно распространена — очень уж похожи два вида. Даже специалисты — ихтиологи и зоосистематики — долгое время не могли прийти к согласию: идет ли в данном случае речь об одном и том же коридорасе (и вытекающей из этого допущения синонимичности названий C.julii и C.trilineatus), о двух расах или все – таки мы имеем дело с самостоятельными видами. Строго говоря, единства мнений нет до сих пор, и все же подавляющее большинство ученых склоняются к последнему варианту. Хотя бы уже в силу того, что ареалы сомиков разделены почти четырьмя тысячами километров, ведь C.julii обитают в восточной части Бразилии, в мелких притоках реки Паранаиба, в то время как зоной распространения C.trilineatus являются противоположные области Южной Америки – предгорья Западной Кардильеры, в частности водные системы таких крупных перуанских притоков Амазонки, как Мараньом и Укаяли. А ведь у нашей парочки есть еще один «двойняшка» — C.gomezi Castro, 1989, живущий в водах Солимоес, на юго – востоке Колумбии.
Впрочем, внешняя схожесть для многочисленных (более 180 только описанных видов, не считая неклассифицированных, вариететов и морф) представителей рода Коридорас – ситуация вполне заурядная. Особенно если учесть, что едва ли не две трети из них выявлены в последние десятилетия, и порой специалисты даже не успевают детально описать новичков, ограничиваясь присвоением им буквенно-цифровых имен типа С – 024 (по аналогии с лорикариевыми L-сомами). К слову, название рода отражает присутствие на боках рыб двух рядов характерных костных пластин (kory — панцирь, doras — кожа), сам он имеет богатую историю, будучи основанным в 1803 году (Lacepede), а первым его представителем стал крапчатый сомик C.punctatus (Bloch, 1794), изначально причисленный к катафрактусам.
Исходя из размеров, трехлинейных коридорасов можно отнести к середнячкам — их длина, согласно литературным данным, не превышает 5 – 5, 5 см, обычно – 4 – 5 см.
В природе наиболее плотные скопления этих панцирников встречаются на мелководьях с глубинами до полуметра и слабым течением. Вода в биотопах C.trilineatus чистая, прозрачная, хотя и богатая гуминовыми веществами. Света немного – он в значительной степени поглощается густой и высокой прибрежной растительностью, поскольку обжитые сомами реки и ручьи, судя по описаниям счастливцев, имеющих возможность наблюдать рыб в естественной среде, неспешно протекают преимущественно под сенью джунглей. Да и склоны гор, подножья которых омывают сомовьи вотчины, препятствуют мощной инсоляции. Словом, леопардовые сомики, как, впрочем, и большинство прочих представителей рода, — поклонники полумрака. Что, однако, вовсе не исключает их «прописки» и в хорошо освещенных емкостях.
Вообще создать в неволе условия, в которых эти рыбешки чувствовали бы себя как дома, совсем несложно. Недаром же дед вбивал в меня азы аквариумистки именно через пестование коридорасов.
Благодаря компактности и отсутствию территориальности Corydoras trilineatus можно содержать и даже разводить в сравнительно миниатюрном водоеме: 20 – 30 – литрового сосуда вполне достаточно для безбедного существования 5 – 6 особей. Но все же предпочтительнее предоставить сомикам более просторное жилище – литров эдак на 100-150. Глубина его решающего значения не имеет, а вот площадь основания чем больше, тем лучше, ведь коридорасы – типично донные обитатели. А чтобы остальные горизонты не пустовали, их можно оживить мелкой харацинкой и данюшками.
Идеальными же для подселения к коридорасам и украшения аквариума я считаю стайку обыкновенных неонов – они и яркость привнесут, и зрелищности добавят. Да и ладят они с коридорасами лучше некуда, не составляя угнетающей конкуренции в питании и не представляя угрозы для молоди сомиков.
Грунт в данном случае нужен мягкий, сыпучий, некрупный, без острых сколов, о которые трилинеатусы могут повредить свои нежные усики, помогающие им ориентироваться в пространстве и находить пищу. Идеальные цвета, на мой взгляд, темно – и ли светло – серый, черный, темно – коричневый, то есть контрастные по отношению к окраске как рыб, так и растений. На бледно – коричневатых, светло – кирпичных фонах трилинеатусы «пропаливаются».
Схема засадки стандартная: густые заросли по периметру, редкие – в центральной зоне и свободное пространство – во фронтальной части аквариума. Тыльные дебри целесообразно формировать из мягкой и пышнолистной длинностебельной флоры, центр же и фланги рекомендую отвести под солитеры со сравнительно крупной и жесткой листвой, служащей хорошим субстратом для нереста трехлинейных коридорасов. В зависимости от размеров водоема это могут быть «подорожниковые» эхинодорусы, широколистные криптокорины и пр. Подойдут в этом качестве и анубиасы.
Камни в декоре я не использую (не люблю), а вот ажурные коряжки с множеством мелких веточек применяю охотно. Мне кажется, сомики с удовольствием снуют в их плетеве. Наверное, в природных водоемах коридорасов этого добра тоже в избытке.
На всякий случай напомню прописную истину: между зеркалом воды и покровным стеклом (или отбортовкой) должно оставаться 2 – 3 см свободного пространства. Ведь коридорасы периодически поднимаются к поверхности воды, чтобы заглотнуть пузырек воздуха, необходимого им для дыхания.
Об условиях содержания много распространяться нет смысла: трехлинейные панцирники – существа весьма неприхотливые. Они могут жить как при 18 – 20, так и при 30 – 32 С, в мягкой и жесткой воде со слабокислой или слабощелочной, реакцией. Что до оптимума, то он стандартен для почти всех коридорасов: 22 – 25 С, dGH 8 – 12, рН 6,5 – 7,0. Насыщенность воды кислородом принципиального значения не имеет, благо сомики способны дышать атмосферным воздухом. Не очень восприимчивы они и к умеренному загрязнению среды органикой, но свежую воду очень почитают и после подмен – чем чаще, тем комфортнее себя чувствуют рыбы – заметно оживляются. Если хватит времени и терпения, лучше освежать воду 2 – 3 раза в неделю по 20 – 25% (можно прямо из – под крана без всякой предварительной подготовки). Не терпят разве что соли, даже незначительных ее количеств, поэтому старинные приемы лечения вроде солевых ванн в отношении трилинеатусов применять категорически не рекомендуется.
Впрочем, нужда в подобных процедурах возникает редко – сомики обладают завидным здоровьем и редко болеют. Наиболее типичная патология – травма усиков, открывающая путь вторичным инфекциям. Потому столь важны окатанный грунт и отсутствие драчливых соседей. К слову, если поврежденные плавники у трилинеатусов восстанавливаются довольно быстро, то регенерация усов – процесс затяжной и не всегда доходящий до успешного завершения.
С кормлением тоже проблем никаких. В природе основу их рациона составляют бентосные организмы, личинки насекомых, планктонные рачки и пр. Среди яств числятся и вегетарианские продукты, но доля их незначительна. В аквариумах сомики целыми днями барражируют над дном в поисках пропитания, коим являются оставленные без внимания соседями частицы живых, мороженных или сухих кормов. Чем быстрее опустятся яства в нижние слои, тем выше шанс, что сомики найдут себе пищу по душе и успеют наесться до того, как еда станет добычей более ловких и шустрых соседей. Идеал – живые мотыль (в первую очередь мелкий) и трубочник, мороженые артемия и дафния, сухие быстротекущие гранулы и «таблетки», в том числе и с растительными компонентами.
Коридорасы неустанно обследуют грунт, настойчиво ворошат его поверхность, изучают все щелочки между декорациями и, учуяв съестное, не успокаиваются, пока не добудут его. Это и дало повод считать многочисленных представителей рода Corydoras санитарами аквариума, якобы способными очистить емкость от мусора и старательно занимающимися такого рода уборкой. В действительности приравнивать панцирных сомиков к пылесосам нет никаких оснований. Трапезничают эти рыбы исключительно «здоровой пищей», а гнильем, детритом и прочим сором совершенно не интересуются. Более того, шебуршась в грунте, они волей – неволей беспокоят ил и в плохо прибранной емкости становятся источниками появления взвеси. Так что очень полезно хотя бы каждую 2-3-ю подмену воды совмещать с удалением мульма сифоном.
Аэрация в аквариуме с коридорасами, сами понимаете, не очень нужна. А вот хороший фильтр окажется очень к месту – хотя бы уже потому, что уменьшит количество взвеси, улучшит качество воды, да еще и создаст течение, которое очень по сердцу коридорасам.
Трехлинейные сомы относятся к группе коридорасов, разведение которых не сопряжено с особыми проблемами. По достижении репродуктивной стадии они охотно нерестятся даже в общем аквариуме, и при отсутствии агрессоров (скажем, в соседстве с вышеупомянутыми неонами) их потомство имеет высокие шансы на выживание.
Половой зрелости трилинеатусы достигают к 8 – 9 месяцам (при общей продолжительности жизни 5 – 6 лет), хотя первые — «тренировочные» — брачные ритуалы проводят и более молодые экземпляры.
Самец Corydoras trilineatus
Самка Corydoras trilineatus
Наметанному глазу отличить самцов от самок не составит труда: первые несколько мельче, вторые грузнее, шире, имеют более массивные брюшные плавники. Отличным стимулятором является подмена воды на свежую – чуть более прохладную. Великолепно срабатывает добавка смягченной и подкисленной воды, имитирующей дождь. Идеально (хотя и не обязательно) создать в аквариуме следующие условия: Т=23 – 25 С, dGH 5 – 8, рН 6,2 – 6,5.
Гон не очень активный, но зрелищный, пронизанный сентиментальными нотками. Ухаживания заключаются в неспешном и деликатном преследовании кавалером понравившейся ему дамы, щекотанием усиками ее спинки и брюшка. На начальной стадии действа активная роль принадлежит исключительно самцу, но позже, по мере «накала страстей», самка тоже охотно включается в игру и, если партнер ненароком отвлекся (например, захотел перехватить кусочек съестного), вполне способна взять на себя исполнение ведущей партии. Впрочем, рыбы действуют в эту пору достаточно целеустремленно и редко отрываются от процесса. Скажем, если вы по каким – либо причинам не хотите допустить икрометания в общем аквариуме, можно смело отловить производителей и перенести в отдельную емкость: пройдет час – полтора, и брачные игры продолжатся как ни в чем ни бывало.
Часто советуют подбирать группу с таким расчетом, чтобы в ней преобладали самцы (3:2, 2:1 или даже 3:1). Однако у юных коридорасов пол отличить практически невозможно, а потому нужно либо приобретать по 10 – 15 подростков, либо полностью положиться на удачу.
Плотный конвертик из брюшных плавников становиться первыми яслями икринки
С одной стороны, совет верный, поскольку чего панцирники не любят, так это одиночества – им куда спокойнее в сообществе себе подобных (кстати, природные популяции зачастую состоят из сотен особей). Но с другой стороны, зацикливаться на вопросе соотношения полов не нужно. У меня однажды жили 4 трилинеатуса, из которых самцом был только один, и ничего, выдюжил, прекрасно справлялся с гаремом и стал многодетным папашей.
Плодовитость C.trilineatus невелика: до полусотни икринок, чаще 25 – 30. Они мелкие, диаметром около 1 мм, полупрозрачные, практически бесцветные, со слабым желтоватым оттенком, В отличие от многих сородичей, трехлинейные коридорасы совсем не обязательно формируют компактную кладку. Забрав оплодотворенную икру в конвертик брюшных плавников, самка может до получаса таскаться со своей ношей по всему аквариуму, отыскивая подходящее ложе. И зачастую оно оказывается далеко от облюбованного ею в предыдущий заход.
Обилие неоплодотворенной икры характерно лишь для молодых родителей и в избыточно жесткой (свыше 10) и щелочной воде. Как правило, все погибшие эмбрионы выявляются в течение первых двух суток, а потом отход минимален.
Если икра отложена на листья, вы можете вместе с основой перенести ее в инкубатор с водой схожих параметров и создаваемым воздушным компрессором слабым течением. Впрочем, наблюдения в данном случае мало что дают: оболочка икринок мутная, разглядеть, ,что происходит внутри, проблематично. А вот отделять икру от стекла аквариума вообще не советую – исследовательскую искру не погасите, а будущую молодь, вероятнее всего, погубите.
Подготовка нерестовика (если икрометание предусмотрено в нем) много времени не займет. Для пары – тройки производителей вполне достаточно 20 – 30 – литровой емкости без грунта, но с одним – двумя кустиками микрозорума или анубиаса. Техническое оснащение можно ограничить светильником. Даже обогреватель не обязателен, поскольку температура в репродукции леопардовых сомиков существенной роли не играет, определяя лишь продолжительность развития икры: от 6 – 8 дней при 20 – 22 С, до 3 – 5 при 23 – 25 С.
Появившиеся на свет личинки довольно мелкие (примерно 5 мм длиной), бесцветные, внешне неотличимые от потомства других коридорасов. Первые трое – четверо суток они почти неподвижны и питаются за счет ресурсов внушительного желточного мешка. Это время стоит использовать для того, чтобы наладить «производство» науплиусов артемии или обеспечить культуру живой «пыли». Именно они служат наилучшими стартовыми кормами. Перед подачей не забываем как следует сполоснуть личинок рачков, поскольку к соли мальки относятся столь же нетерпимо, сколь и родители.
Более или менее сносной заменой живым кормам является водная суспензия желтка сваренного вкрутую куриного яйца. Но применять этот «эрзац» советую лишь в крайнем случае, поскольку едят его мальки без энтузиазма, а воду желток портит очень быстро. Да и вообще они на первых порах довольно капризны, неуклюжи и ленивы: двигаются неохотно, проворства в добывании пищи не демонстрируют, а потому после трапезы остается много мусора.
Между тем именно чистота в нерестовике является залогом успешного выращивания молодняка. Чтобы получить многочисленное потомство, воду в первую декаду лучше подменивать чуть ли не ежедневно – по 10 – 15%. Если гигиеническими процедурами пренебречь, до взрослого состояния едва ли доживет даже пяток рыб.
Со второй недели начинаем постепенно повышать жесткость воды в нерестовике и включать в рацион молоди более крупные объекты типа скобленого мотыля или мелко нашинкованного трубочника. Еще через неделю расширяем меню за счет качественных сухих «мальковых» кормов.
В благоприятных условиях и при обильном разнообразном кормлении C.trilineatus растут довольно быстро, достигая к месячному возрасту 1,5 см. В эту пору молодь можно без опаски переводить в общий аквариум с мирными обитателями, где спустя еще месяц подростки предстанут перед вами уменьшенными копиями своих родителей – такими же очаровательными сомиками, идеальными как для опытного, так и для начинающего рыбовода-любителя.
"Аквамир" г. Тольятти www.aquamir63.ru